Связующие нити
Ширин Меликова. Фото: Азербайджанский национальный музей ковра.Директор Азербайджанского национального музея ковра

Настоящее и будущее азербайджанского ковроткачества предстало на выставке «Искусство ковра – эволюция смыслов» в музее-заповеднике «Казанский кремль».

Азербайджанский национальный музей ковра привез в столицу Татарстана 17 старинных и современных ковров, 19 ковровых эскизов и инсталляцию. Его директор доктор философии в области искусствознания Ширин Меликова давно и углубленно занимается популяризацией искусства азербай­джанского ковра в мире – она и выступила куратором выставки.

Экспозиция разделена на два блока. Историческую часть составили вещи из музейной коллекции, созданные на рубеже XIX–XX веков в трех регионах Азербайджана. Сельджукские, газахские и карабахские ковры имеют родовые клейма, отличаются характерными орнаментами и цветами, и в этих шерстяных узелках и нарядных узорах таятся секреты исторической памяти. Например, карабахский безворсовый ковер, известный еще как зили, традиционно украшают абстрактными геометрическими орнаментами и стилизованными птицами, тотемами, хранителями рода.

Одна из задач проекта – подчеркнуть тему преемственности, показать новую жизнь традиционного ковра. Ответственным за этот блок выставки Ширин Меликова выбрала художника Чингиза Бабаева, выступающего под творческим псевдонимом Chingiz. Бабаев воистину человек-оркестр: ему тесно в рамках одного жанра, он постоянно экспериментирует – то с ленд-артом, то с фотографией, то с ювелирными украшениями, то со скульптурой. Даже участвовал в создании восковых фигур для Музея мадам Тюссо – работал, например, над образами Билли Холидей и Майкла Джексона.

Сегодня наиболее важным для себя Бабаев считает создание концептуальных ковров, с помощью которых он как бы протягивает нить между прошлым и будущим. «У моего первого ковра сложное название, на выставке он сокращенно называется «Люди», – говорит Бабаев. – Хотя на самом деле это черви. Есть ковер «Безголовые» – на нем изображены человечки, у которых не то что мозгов, а вообще головы нет – они вечно в ее поисках. Это не конкретно про Азербайджан, Россию, Америку или Европу – таким я вижу современный мир в целом».

Ковер для Бабаева – могущественная стихия, целый космос. Cделав его инструментом самовыражения, создавая собственный язык орнаментов и драматургию, Chingiz, тем не менее, сохраняет уважение и приверженность канонам: для художника важны и натуральные красители, и ручные техники ткачества. Древние практики помогают ему сконцентрироваться.

В Казани Бабаев также показал инсталляцию «Чистая история» – лишенный рисунка однотонный ковер из натуральной шерсти. Подробнее о творческом методе художника рассказывает документальный фильм, который можно посмотреть на выставке.

«Гасымушагы». Карабах, Азербайджан. Начало XX в. Коллекция Азербайджанского национального музея ковра.
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»