Центр традиционных искусств Dastan: в лучших традициях

Авторски интерпретировать народное прикладное творчество, рассказывать старинный эпос современным языком – такую задачу ставят перед собой мастера Центра традиционных искусств Dastan. 

Фото: Алексей Пивоваров

На Малой Крепостной улице, за мечетью Джума, в одноэтажном здании из темного камня широкие окна без штор и занавесок. Любопытный прохожий обязательно заглянет и увидит: просторный зал, большой стол, склонившиеся над ним молодые женщины, которые что-то старательно вырисовывают в свете настольных ламп. Зайдя, гость обнаружит за колонной рабочие столы, на которых разложены штампы, краски в тюбиках, пигменты в банках, натянутый на подрамник кусок тончайшего шелка и дизайнерские moodboards – «доски настроения». Тут же небольшой прилавок с ювелирными украшениями из серебра, на стенах образцы керамики – огромные блюда с цветными рисунками, на полках изделия из дерева, инкрустированные эмалью шкатулки, нарды, рамки для фотографий и шелковые шали, платки, келагаи. Не то мастерская, не то магазин. А на самом деле – Центр традиционных искусств Dastan.

Фото: Алексей Пивоваров
Фото: Алексей Пивоваров
Фото: Алексей Пивоваров

Dastan – дословно «эпос»: не лирика и не драма, а героическое повествование о прошлом, совокупность произведений народного творчества. Того самого, связь с которым позволяет существовать настоящему и определяет будущее. Бренд Dastan существует с 2016 года и день рождения отмечает в декабре. Он появился по инициативе и при поддержке Фонда Гейдара Алиева на базе одноименного Центра традиционных искусств, совместного проекта Управления государственного историко-архитектурного заповедника «Ичери шехер» и Британской школы традиционных искусств под патронажем принца Уэльского (Prince’s School of Traditional Arts). Как сказано в официальном описании, «основной целью проекта является воспитание и развитие навыков в области декоративно-прикладного искусства, создание современного дизайна, отражающего азербайджанское культурное наследие, а также продвижение данных работ на международной арене».

ЛЮБОВЬ К ТРАДИЦИОННОМУ НАЦИОНАЛЬНОМУ – КОД САМОИДЕНТИФИКАЦИИ 

Под брендом Dastan появляются на свет батики, керамика, деревянные, а также ювелирные и художественно-декоративные предметы искусства. Сейчас в центре работает 12 мастеров, которых трудно назвать классическими ремесленниками. Они дизайнеры: окончили профильные вузы, а потом учились на базе Центра традиционных искусств у лучших педагогов Британской школы принца Чарльза, предварительно пройдя строгий отбор и собеседование. Молодые, влюбленные в свое дело дизайнеры бренда Dastan, рассказывая о своей работе, подчеркивают, что не копируют традиционные узоры или рисунки со стен древних дворцов и старинных гравюр. Богатое культурное прошлое, сохраненное в камне, металле, на тканях и дереве, для них не больше и не меньше, чем источник вдохновения и повод создать нечто абсолютно новое с подчеркнуто национальным колоритом, а главное, глубинным смыслом. 

Фото: Алексей Пивоваров
Дизайнер -керамист Шахрияр Мардиев. Фото: Алексей Пивоваров
Фото: Алексей Пивоваров

Дизайнер-керамист Эсмер Ализаде окончила художественную академию по специальности «художник по ковру», но всегда тяготела к более тонкой работе и мелкому рисунку. «Меня вдохновляет узор и история. Причем узор может быть взят откуда угодно. Привлекает геометрия. Даже в биометрических узорах на наших пальцах есть своя геометрия, она основа любой структуры. Традиционные орнаменты и на коврах, и на посуде, и в декоре помещений примерно одни и те же, но их современная интерпретация зависит только от вкуса каждого художника».

Эсмер показывает свои работы и изделия коллег: большие круглые, овальные и иногда прямоугольные блюда, расписанные с позолотой и без, одной краской или разными, с сюжетами или с замысловатым рисунком в классических восточных стилях руми и хатаи; некоторые разукрашены популярным миксом – сплетением растений и арабесок. Каждое блюдо – целая история, растянутая во времени. Дизайнер сначала рисует новый узор или сюжет на базе традиционного, основываясь на своих знаниях, впечатлениях, вдохновленный историческими мотивами; затем эскиз обсуждают, утверждают, подбирают наиболее подходящие краски и технику – брашинг (когда краска наносится одним мазком), филлинг (плотный закрашенный рисунок), ангоб (рельефный, который наносят на горячую мягкую глину до обжига) – и только потом начинается работа над самой тарелкой.

Фото: Алексей Пивоваров
Художник-дизайнер Вафа Гурбанова. Фото: Алексей Пивоваров
Ювелир Нармин Махмуд. Фото: Алексей Пивоваров

«Мы работаем с красной глиной, она очень капризная, – рассказывает директор центра Dastan Джамиля Багирзаде. – Из 20 бисквитов (так называют керамические тарелки) пять могут потрескаться еще до росписи, а еще пять – после первого слоя глазури».

Джамиля ханым как бы между прочим касается главной особенности центра и продукции бренда Dastan. Уникальность этих изделий – абсолютная эксклюзивность и стопроцентная рукотворность, от замеса глины до последнего слоя глазури, от заготовки коробочки для нардов до подарочной упаковки для готового комплекта авторских шахмат. «Все, что мы делаем, мы делаем прямо здесь, в этих стенах, от начала до конца, не используя ни единого продукта извне. Мы не закупаем керамические тарелки для росписи в Китае, а изготавливаем их в нашем цеху, обжигаем в наших печах. Каждая тарелочка сделана вручную, каждый платок расписан от руки натуральными пигментами и красками, каждая коробочка выстругана мастером, а потом заботливо и очень скрупулезно обклеена кусочками перламутра, нарезанными тоже вручную. На создание одного блюда требуется от трех до шести дней, но мы всегда все делаем сами и только вручную, даже большие заказы, например 400 штук. Потому что мы не занимаемся штамповкой. Каждая вещь авторская», – говорит Джамиля Рзаева.

Директор центра Dastan Джамиля Рзаева. Фото:Dastan

Проверить это утверждение может каждый, кто окажется в Dastan. В центре нет табличек «Только для персонала» и каких-либо перегородок между мастерскими и шоурум с готовой продукцией. Посмотреть, как ювелир Нармин Махмуд создает новый комплект, можно, пройдя через небольшой внутренний дворик и спустившись в подвал. Горелка, паяльник, лупа на подставке, ригель и еще десятки специальных инструментов – помощники мастера в воплощении авторских идей. «Я не люблю повторять изделия, скажем, XVIII века, – говорит Нармин. – Зачем копировать? Вот, например, идея для орнамента и формы сережек из коллекции «Дамла» возникла благодаря металлическому пеналу из Тебриза XIII века. Традиционную технику – национальную филигрань шебеке – мы соединили с холодной эмалью. Такое смешение, такой сложный узор в столь изящном, тончайшем исполнении вы не найдете в старинных украшениях: это новый взгляд, современная интерпретация».

Даже модный национальный платок кялагаи здесь представлен в новом прочтении. Конечно, он остался шелковым (в Dastan используют узбекский или шекинский шелк). Краски только натуральные – насыщенные пигменты исключительного качества. Орнаментальные штампы старинные по форме. Но в коллекции Центра традиционных искусств трудно найти классический кялагаи с окантовкой из цепочки буты. Каждый платок – это размышление художника-дизайнера Вафы Гурбановой, каждый шарф – намек на воспоминание о далеком прошлом. Идеи дизайнер часто выглядывает на страницах старинных книг, или может увидеть новый сюжет для будущего кялагаи на стене шекинского дворца, или переосмыслить рисунок со знаменитого тебризского ковра XVI века «Шейх Сафи».

КАЖДЫЙ ПЛАТОК – ЭТО РАЗМЫШЛЕНИЕ ХУДОЖНИКА-ДИЗАЙНЕРА, КАЖДЫЙ ШАРФ – НАМЕК НА ВОСПОМИНАНИЕ О ДАЛЕКОМ ПРОШЛОМ 

В центре можно увидеть, как рождается авторский рисунок. На так называемых досках настроения расписан путь от вдохновения до окончательного результата. Несколько вырезок репродукций и копий, наклеенных на небольшую доску, наглядно демонстрируют, как, например, из небольшого фрагмента гравюры XV века с райскими птичками на ветке жасмина в результате анализа и вычленения деталей появляются цвет, свет и линии рисунка будущего кялагаи, в котором лишь подготовленному глазу будут видны плавные линии с той гравюры и свойственные Средним векам оттенки желтого и синего.

Наполненные национальной идеей вещи от Dastan – кялагаи, серебряные украшения, керамические блюда и деревянные предметы декора с инкрустацией – пользуются популярностью и у иностранных охотников за аутентичными сувенирами, и у бакинцев. Любовь и привязанность к исконно азербайджанскому, истинно национальному, возвращение к традициям, сформировавшимся в Средневековье, директор Джамиля ханым объясняет общемировой модной тенденцией, и не только. «Сейчас такая мода – возвращаться к истокам. Если в Испании с удовольствием носят шали фламенко, а в России – павловопосадские платки, то у нас любая модница хочет иметь в гардеробе кялагаи ручной работы. И мне нравится этот тренд. Без осознания корней, без понимания, кто ты и откуда, невозможно двигаться вперед».

Любовь к традиционному национальному – код самоидентификации, который позволяет не только осознавать себя, но и развиваться. Не слепое следование, а уважение и осмысление традиций – простая и проверенная схема сохранения национальной идеи и народа в целом. Среди главных задач своей работы директор Центра традиционных искусств Dastan видит не только возрождение и сохранение народного творчества, но и его популяризацию на мировом уровне. У Dastan грандиозные планы – покорить мир, и для этого здесь собрали лучшее: народные идеи, богатую историю и молодых, амбициозных, очень увлеченных своим делом мастеров.

Сотрудники Центра традиционных искусств. Фото: Алексей Пивоваров
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»