Книга о Таире Таирове «Жизнь мастера»
Фото: Teas Press

В издательстве Teas Press вышла книга о народном художнике Азербайджана Таире Таирове «Жизнь мастера» с эскизами к самым известным азербайджанским спектаклям последних 50 лет.

На счету Таира Таирова около 60 постановок. Они шли как на азербайджанских подмостках – в Театре оперы и балета, Национальном драматическом театре, Русском драматическом театре, Театре юного зрителя, – так и в Тбилиси, Новосибирске, Стамбуле, Москве, Пекине. В 1979 году художник помог режиссеру Эльдару Кулиеву создать образы героев фильма «Бабек», а в 2011-м – режиссеру Юлию Гусману на съемках продолжения фильма «Не бойся, я с тобой!».

Балет «Тысяча и одна ночь». Эскиз занавеса. Фото: Teas Press

В 1990-е годы художник занимался оформлением государственных мероприятий. Во Дворце Гейдара Алиева в его декорациях праздновали Новруз, День молодежи, Дни исламской культуры, отмечали юбилей подписания «Контракта века» и инаугурацию Президента Азербайджана Ильхама Алиева в 2003 году. В разделе «Зарубежные проекты» автобиографии Таира Таирова есть интригующая запись «Олимпиада-80 в Москве». А в альбоме – эскизы четырех настенных росписей «Зеленой аптеки» – бывшей бани Касум-бека в Ичери шехер, в которой продавали лекарственные травы. 

Эскиз к балету «Бабек». Образ Бабека. Фото: Teas Press

Автор текста к альбому Афаг Гусейнова признается, что он собран как матрешка. Сначала она написала небольшую статью для московского научного издания, где на примере работ Таира Таирова размышляла о роли художника в создании такого синтетического по природе вида искусства, как балет, который подразумевает интуитивное единомыслие – высшую форму взаимодействия – участников: композитора, либреттиста, хореографа, сценографа. Для опубликованного в 2018 году каталога «Хронология жизни и творчества» исследовала биографию художника. Альбом «Жизнь мастера» состоит из этих текстов как из двух разъемных частей. 

Эскиз к балету «Низами». Образ Низами. Фото: Teas Press

Несмотря на двойной объем, о личной, будничной жизни мастера читатели не узнают почти ничего. У них даже может сложиться впечатление, что для Таира Таирова всем миром был театр. Однако каким зрелищным был этот мир! Художник как-то сказал, что проживал жизнь каждого образа, выходящего из-под его кисти. Поэтому, заключает Афаг Гусейнова, они полны «экспрессии, развития, движения не только тела, но и души». Разглядывая эскизы к балету «Тысяча и одна ночь» 1979 года, кажется, что смотришь прямо на сцену. А на ней в этот самый момент звучит музыка Фикрета Амирова и Шехерезада пытается спастись от палачей Шахрияра.

Роспись «Зеленнáя аптека». Лето. Фото: Teas Press

Художник знал композитора Фикрета Амирова с ранних лет. В 1953 году, на премьерном показе его оперы «Севиль» в Театре оперы и балета в Баку Таир Таиров сыграл сына главных героев. Все пробовавшиеся на роль дети пугались громкой музыки и загримированных актеров, а пятилетний Таир уже знал, что такое репетиции и спектакли. Потому что его настоящие – не сценические – родители служили в этом театре. Отец состоял в оперной труппе, а мама работала в пошивочном цехе. В школьные годы мальчик посещал балетное училище и кружок рисования во Дворце пионеров, а когда пришла пора определиться с профессией, без сомнений выбрал театр. Только не сцену, а закулисье. В 1996 году Таир Таиров придумал декорации к новой постановке оперы «Севиль».

Эскиз к балету «Тысяча и одна ночь». Шахрияр. Фото: Teas Press

Эскизы позволяют и публике, для которой, как известно, театр начинается с вешалки, получить представление о скрытой части театрального действа. В альбоме можно найти рисунки декораций к операм «Травиата» Джузеппе Верди, «Паяцы» Руджеро Леонкавалло, к балетам «Дон Кихот» и «Лейли и Меджнун» Кара Караева. А прочувствовать хорошо знакомую всем творцам разницу между замыслом и воплощением зрители смогут после того, как в Баку отменят карантин и гардеробщицы Театра оперы и балета вновь выйдут на работу.

В альбоме есть один «недостаток» – всего один из множества эскизов расшитых стразами Swarovski костюмов для балета «Семь красавиц» Кара Караева. В 2008 году они привели в восторг Пьера Кардена. Модельер посетил премьерный показ спектакля в Баку и заявил директору театра Акифу Меликову, что Париж обязан увидеть этот балет. Может случиться, что в будущем им посвятят отдельную книгу.

Выпуск альбома театральной графики – явление нечастое и потому примечательное. Отчего-то к театральным эскизам принято приклеивать ярлык прикладного искусства. А срывают ярлыки, как правило, крупные мастера, такие как Таир Таиров. Его универсальные способности напоминают Афаг Гусейновой мастеров итальянского Возрождения. Да и на современных мультимедиахудожников он в той же степени похож.

Несмотря на величину, о нем очень мало информации в Сети. Первая страница поисковика сообщают лишь о выпуске альбома и уходе их жизни народного художника в 2019 году. Последующие рекомендуют познакомиться либо с коллекцией восточного текстиля его тезки из Ташкента, либо с картинами Таира Салахова. Вместе с ним, к слову сказать, в 1984 году Таир Таиров оформил балет «Бабек». Поэтому «Жизнь мастера» – это еще и тот редкий в наше время случай, когда есть повод купить бумажную книгу.

Эскиз к балету «Семь красавиц». Ручей. Фото: Teas Press
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»