Книга воспоминаний о Максуде Ибрагимбекове вышла в Баку

На русском и азербайджанском языках вышла книга Надежды Исмайловой «Максуд навсегда», изданная при поддержке Фонда Гейдара Алиева. Рассказываем, почему она порадует любителей творчества видного азербайджанского писателя.

На протяжении повествования мы видим Максуда Ибрагимбекова очень разным. Вот он мальчик из бакинского дворика, проводящий дни со старшим братом Рустамом и окруженный заботой бабушки Ханум (ставшей для него важнейшим человеком в жизни). Теплая атмосфера советского детства, тем не менее, внушает страх о будущем: идеология, репрессии, цензура – Максуд крепко запомнит историю, как к его дяде психиатру Фуаду Ибрагимбекову приходили сотрудники НКВД.

Вот уже Максуд школьный лидер и заводила. Рассказ о любви к боксу сопровождается курьезным воспоминанием мультипликатора Гарри Бардина, как Ибрагимбеков, услышав нелестное высказывание прохожего в адрес своей спутницы, молча подошел и отправил обидчика в нокаут. В зарисовках о товарищах бакинской юности из квартала Шемахинка, ставших первой пробой пера, наверняка многие читатели узнают себя.

Вот Максуд студент бакинского Политеха, но не бросивший литературные экзерсисы. Проходит время, и Ибрагимбеков уже плодовитый писатель, его публикуют ведущие журналы страны, а рассказы переписывают от руки, ведь первый сборник, вышедший в издательстве «Азернешр», просто невозможно достать.

Дипломный фильм Максуда Ибрагимбекова

Позднее Максуд – глава Национального комитета защиты мира, ПЕН-клуба Азербайджана и Дворянского собрания, возрожденного им при поддержке Президента Гейдара Алиева.

В кино Ибрагимбеков пришел одновременно с Юрием Клепиковым, Андреем Битовым, Элемом Климовым и Ларисой Шепитько, Амираном Чичинадзе и Резо Габриадзе, Анаром, Юсифом Самедоглу. Он стал частью поколения оттепели – тех, кто мечтал делать новое искусство и новую литературу. Это было переломное десятилетие не только в кинематографе, но и в развитии страны.

Афиша фильма, снятого по сценарию Максуда Ибрагимбекова

Надежда Исмайлова называет Ибрагимбекова самым смелым и дерзким из плеяды шестидесятников («Говорил что думал, писал что хотел»). Из ее книги мы узнаем такие подробности: чтобы текст стал более легким и доступным, Ибрагимбеков порой корпел над одной страницей по 10–12 часов. «На мой взгляд, работа писателя как раз и заключается в том, чтобы «по ходу» написать нечто, претендующее на звание афоризма. Или простую незамысловатую строку, которая кому-то надолго запомнится, или придумать сюжет с интересными героями, которых кто-то полюбит или возненавидит. В этом и заключается в конечном итоге труд писателя», – говорил Ибрагимбеков.

«Максуд навсегда» – не только про конфликт художника и власти, но и про природу творчества и путь к успеху. Про попытки разобраться в причинах популярности писателя и драматурга и про обычного человека со своими достоинствами и недостатками, подчас противоречивого, мягкого и добродушного с близкими и беспощадного ко всему, что не совпадало с его принципами. О том, как при внешней небрежности умел выглядеть стильно – «кем-то между Хемингуэем и Черчиллем».

В книге также собраны истории из жизни Максуда, рассказанные его друзьями. Например, Георгий Данелия вспоминает, как планировал снять кино про деревенскую девчонку, влюбленную в летчика, который сочиняет стихи и играет на трубе. Накануне начала съемок он гулял с гостившим в Москве Ибрагимбековым по Чистым прудам, и тот вдруг спросил: «Прости, а помнишь, ты рассказывал про вертолетчика, который запирает вертолет на замок? По-моему, эта история намного интереснее». Данелия отложил съемки, вызвал в Москву Резо Габриадзе, и они быстро дописали «Мимино». А рассказы друзей о любви Максуда к путешествиям, о поездке на Кубу и страсти к сигарам – часто он дымил на берегу, у своего нардаранского домика, – и вовсе превращают Ибрагимбекова в легенду…

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»