Выставки Уджала и Елены Ахвердиевых в Баку
Фото: Ali Rzayev / Yarat Contemporary Art Space

В Баку открылись сразу две выставки Уджала Ахвердиева: ретроспективную «Разговор в присутствии» представило Пространство современного искусства YARAT, а Азербайджанский национальный музей ковра показал экспозицию «Одна судьба на двоих», на которой произведения художника соседствуют с работами его жены Елены.

Портрет матери. 1980. Портрет жены. 1995. Бутунай. 1995. Фото: Ali Rzayev / Yarat Contemporary Art Space

Художник Уджал Ахвердиев (1960–2004) прожил недолгую жизнь, но оставил внушительное наследие, художественное и музейное осмысление которого еще ожидает своего часа. При жизни Ахвердиева его работы чаще демонстрировались на коллективных выставках; персональные экспозиции были скорее исключением и носили камерный характер. Выставка «Разговор в присутствии», открывшаяся в Музее живописи Азербайджана ХХ-ХХI веков под кураторством Фараха Алакбарли, стала едва ли не первой ретроспективой автора и первым «парадным выходом» его творчества к зрителю.

Путешествие. 2002. Фото: Ali Rzayev / Yarat Contemporary Art Space

Подготовка выставки заняла более полугода и вылилась для организаторов в настоящее исследование. В ходе него удалось собрать около 300 произведений Ахвердиева как из крупных музейных коллекций (например, Азербайджанского национального музея искусств), так и из частных собраний. По замыслу устроителей, проект должен не просто завязать диалог между зрителем и творчеством Ахвердиева, но дать опыт реального переживания его живописи в экспозиционном пространстве.

Ахвердиев был человеком глубоко верующим. О своих религиозных чувствах он писал еще в юношеских дневниках и в частных беседах рассказывал, что однажды надеется расписать церковь. Реализовать мечту удалось: последние пять лет жизни художник посвятил росписи церкви Михаила Архангела в Баку – его фрески украшают нижний этаж. Символично, что хор этого храма был приглашен выступить на вернисаже.

Пейзаж с колесом Зузы. 1996. Фото: Ali Rzayev / Yarat Contemporary Art Space

Многие картины художника пронизаны религиозными образами и смыслами. При этом Ахвердиев не фокусировался исключительно на религиозной тематике, его интересовало искусство Востока и восточная миниатюра, а также такие жанры, как натюрморт и книжная иллюстрация. Вдохновленные живописью Ренессанса с характерными узнаваемыми образами и композициями, его работы зачастую исполнены в духе живописи 1980–1990-х годов. Для художника важны не каноничность сюжетных трактовок и точность в передаче деталей, но эксперименты с композицией, цветом и эмоциональным настроем произведения.

А еще Ахвердиев писал стихи, в которых рассказывал, что хотел бы возделывать свой сад, и описывал личные переживания, заимствуя для этого метафоры из мира природы. Его рукописи украшены рисунками, а сам текст подчас приобретает особую графическую форму, превращаясь в изображение. Рукописи и стихи художника кураторы также включили в экспозицию вместе с архивными фотографиями, графическими листами и личными вещами, принадлежавшими художнику. В совокупности все это создает объемную картину художественной вселенной Ахвердиева.

Образ. 2000. Фото: Ali Rzayev / Yarat Contemporary Art Space

Еще одна грань творчества художника – декоративно-прикладная. Подобные его работы – вышивки нитками мулине, фаянсовые и деревянные фигурки – были представлены в Музее ковра. Куратор выставки «Одна судьба на двоих» – Ширин Меликова.

Елена Ахвердиева. Похищение невесты. 2022. Фото: Азербайджанский национальный музей ковра

Произведения художника показаны на ней вместе с работами его жены Елены Ахвердиевой, тоже художницы. Текстильные работы Уджала напоминают о наследии первой половины ХХ века, произведениях Пикассо, Матисса или Таможенника Руссо. Елена же представила в экспозиции свои новые работы: эти крупноформатные живописные холсты напоминают восточные ковры, узор на которых не то стерся от времени, не то намеренно не был завершен. Элементы орнамента перепутаны, и поверх них возникло новое изображение, как бывает, если отснять два кадра, забыв перемотать в фотоаппарате пленку.

Боевой конь. 1990-е. Фото: Азербайджанский национальный музей ковра

Ахвердиева вообще не скупится на орнаменты, и они придают ее работам сходство не то с настоящими коврами, не то с книжной миниатюрой: как известно, последней правит Horror vacui (страх пустоты), так что свободное пространство обязательно должно быть заполнено рисунком. Художница не ставит перед собой подобной цели, но в ее случае «пустота» оказывается заполненной цветом. Он выступает как самостоятельная живописная величина: Елена много экспериментирует, смешивая пигменты и добиваясь тонких оттенков и нюансировок.

Любовь. 1990-е. Фото: Азербайджанский национальный музей ковра

В картинах жены нет архетипических сюжетов, часто встречающихся у мужа. Но есть лирические мизансцены: птицы, севшие на цветущий куст, женская фигура, полулежащая на постели из цветов. Уджал Ахвердиев стремился передать жизнь в ее историческом и культурно-философском измерении, переводя классические сюжеты на живописный язык, определяющий визуальный облик современного мира. Елена Ахвердиева, кажется, заимствует сюжетную основу для работ из далекой истории или с заоблачных мифологических вершин, но передает цветение жизни, каким оно видится ей в настоящий момент.

Одна судьба и правда может быть на двоих, но в творческом пути двух авторов найдется место не только сходству, но и различиям. Выставки, организованные YARAT и Музеем ковра, лишний раз это подтверждают.

Автопортрет с конем. 1990-е. Фото: Азербайджанский национальный музей ковра
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»