YARAT устроила виртуальную выставку
Фото: Yarat

Как и большинство музеев и галерей планеты, Центр современного искусства YARAT в Баку этой весной вынужден был закрыть двери для посетителей. Решение было принято за несколько дней до вернисажа персональных выставок Фарида Расулова и Ахмета Огюта, и последние дни подготовки прошли в авральном режиме. Дело в том, что Ахмет Огют – турецкий художник, живущий в Нидерландах и Германии, – уже успел прилететь в Баку вместе со своей командой, когда стало ясно, что вернисажа не состоится. Перед организаторами встала задача завершить монтаж экспозиции и отправить всех обратно, пока не отменены рейсы. В результате выставки монтировали круглосуточно, ежечасно следили за ситуацией на границах и облегченно выдохнули, лишь когда все вернулись домой. Проект YARAT в Цюрихе – совместная выставка с швейцарским музеем Migros – через неделю после вернисажа из-за карантина был приостановлен.

После закрытия экспозиций музеи и галереи принялись искать альтернативные способы обеспечить людям доступ к искусству – и коллективно устремились в киберпространство. Руководство YARAT было впечатлено тем, как аккаунты коллег из разных стран прямо-таки взорвались приглашениями на воркшопы, паблик-токи, лекции, концерты и просмотры фильмов. И тогда в Центре современного искусства решили, что главное – остаться с посетителями, сделать упор на местное комьюнити, заплатить за работу азербайджанским, а не зарубежным художникам, музыкантам, режиссерам. YARAT выходил в онлайн в основном на азербайджанском языке, но аудитория оказалась больше той, что обычно приходит на выставки: до 1000 человек вместо привычных 100–120 посетителей.

Агабаба Багиров. Звук в космосе. Фото: Yarat
Джошуа Дайсон. Рутина, захват (Лаокоон и его сыновья). Фото: Yarat
Гафар Рзаев. Мальчик с белой простыней. Фото: Yarat

В Международный день музеев 18 мая фотографии экспонатов из коллекции YARAT спроецировали на стены жилых домов в четырех спальных районах Баку. В проекте участвовало еще пять музеев: Азербайджанский национальный музей ковра, Музей живописи Азербайджана XX–XXI веков, Национальный музей Венгрии, а также Арт-центр имени Марка Ротко и Музей моды (Латвия). Идея показать произведения искусства в городской среде так, чтобы жители могли увидеть их из окон, с балконов, по дороге в магазин, пришла в голову азербайджанской художнице Сабине Шихлинской. Преображение ничем не примечательных, давно знакомых зданий впечатлило горожан, и кураторы надеются, что такие акции будут проводиться чаще.

Кульминацией поисков стала организация выставки в виртуальной реальности, которая будет работать до 22 августа. Ее название «Я могу смотреть в бесконечность (или на изнанку собственных век)» позаимствовано из текста научно-фантастического романа 1992 года «Карантин» австралийского писателя Грега Игана. В повести земной шар оказывается окруженным неизвестного назначения Пузырем, который скрыл от людей звезды и привел к приступам клаустрофобии, паники и вспышкам насилия. Посетителей виртуальной выставки ждет опыт подобного переживания: они столкнутся с сублимированными в творчество эмоциональными реакциями художников на пандемию – безнадежностью, депрессией, одиночеством, скукой, ожиданием, бунтом. Чтобы увидеть проект, нужно скачать с сайта YARAT приложение, разработанное азербайджанской компанией VRiendly. Пользователь создает свой аватар, выбирая среди гибридов человека, машины и искусственного интеллекта, и переносится на космический корабль, который покидает Землю, потому что жизнь на ней стала невозможной. Сначала он замечает панорамное окно, из которого видна голубая дымка атмосферы, океан и белые облака, а затем полностью погружается в виртуальную среду.

Пуджи Утомо. Прячась от невидимых хищников. Фото: Yarat
Катерина Борцова. Танец жизни. Фото: Yarat
Фуруг Нои. Google-райдер. Фото: Yarat

Гостей могут сопровождать по выставке аватары гидов. Сделать так, чтобы они присутствовали постоянно, пока трудно, ведь выставка работает круглые сутки. Поэтому пока виртуальные гиды доступны со вторника по воскресенье с 17.00 до 20.00 по бакинскому времени. В одной из комнат находится интерактивная инсталляция азербайджанца Агабабы Багирова – бесконечный звездный космос, полный звуков: стук по клавиатуре, сигналы входящих сообщений, мелодии звонка, телевизионный шум... Так художник представляет себе мозг человека, бегущего от неприятной действительности в мир новых технологий. В серии аналоговых фотографий Юлии Смирновой запечатлены оставленные людьми парки, кафе, магазины. Их образы лишены грусти и полны созерцательной поэзии. Для художницы карантин – это время, когда неспешная прогулка к мусорным контейнерам во дворе оборачивается путешествием к себе, к осознанию своего присутствия в мире. Начатая в апреле и еще не завершенная селфи-серия британца Джея Рехштайнера, вдохновленная повестью Франца Кафки «Превращение», рассказывает историю обычного человека, который каждое утро меняется до неузнаваемости, становясь то свиньей, то Клаусом Кински. Однажды он просыпается скомканным листом бумаги и понимает, что представление о том, кто он такой, должно быть переписано. Художник доводит и без того необычный опыт самоизоляции до гротеска, подчеркивая общее для всех ощущение превращения повседневной жизни в сюрреалистическую. Соединение реального и виртуального, поиск баланса между двумя мирами будет нашим новым настоящим, считают в YARAT. Из-за пандемии нам пришлось не шагнуть, а прыгнуть в будущее. Успех коллабораций с иностранными художниками зависит от множества факторов: необходимы открытые границы, чтобы перевезти произведения, нужно оплатить доставку, найти подходящую площадку для монтажа. Когда это сделать невозможно, технологии – единственный путь вперед.

YARAT был готов ко дню, когда в Азербайджане наконец смягчили режим карантина. Бакинцы немедленно отправились в рестораны, кафе, чайные дома, и Центр современного искусства постарался сделать так, чтобы люди пришли и к ним. Поэтому выставочные залы открылись немедленно, но без фанфар и церемоний – художников, критиков, журналистов приглашать не стали. Выставки Фарида Расулова и Ахмета Огюта, дождавшиеся своего открытия, будут работать до 11 октября. Фарид Расулов посредством живописи, видео и скульптуры высказывается на тему деградации религиозного сознания современного человека. Его выставка «Позволь мне стать жертвой» в сатирическом ключе переосмысливает значение обряда жертвоприношения, совершаемого во время праздника Курбан-байрам. А внимание Ахмета Огюта обращено на джентрификацию Баку, стирающую остатки прошлых культур – советской и тюркской. Его инсталляция носит название «Ни одно стихотворение не любит своего поэта» и составлена из скульптур и видео.

Коллектив авторов You Open a Box. Круг влияния. Фото: Yarat
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»