На завершившемся в Казани XIII международном фестивале мусульманского кино победили два азербайджанских фильма.
Приз за лучший короткометражный игровой фильм получила картина «Голос» (Азербайджан–Иран) режиссера Дариуша Наджафи Голя. Камерная лента, снятая в замкнутом пространстве и рассчитанная на две актерские работы, подкупает лаконичностью образов и тонкой иронией. Пожилая супружеская пара много лет живет вместе. Их бытовые движения заучены, реакции предсказуемы. Повторяемость сцен не создает монотонности, а дает ощущение потока человеческой жизни. Вот они спят на ярком ковре – оператор создает необходимую кадру симметрию, – отвернувшись друг от друга. Просыпаются – отправляют ежедневный утренний ритуал. Пьют чай. Она курит – он смотрит на нее из окна с нежностью. Слова им уже не нужны – они, как искусные танцоры, угадывают следующий шаг партнера. Но в эту плавную идиллию совместной старости внедряется раздражающий момент. Муж храпит, женщину это мучает и раздражает. Внезапно гладкая ткань будней рвется – жена делает неожиданный шаг. Мужчина оказывается к этому не готов.
Режиссер Дариуш Наджафи Голь, ученик Октая Мир-Касыма и выпускник иранской киношколы, рассказывает, что сценарий фильма родился в его голове после того, как он прочитал пассаж в интернете о храпе и тишине. Когда в доме героини наступает долгожданная тишина, она не просто избавляется от источника раздражения, но теряет близкого человека и идет на все ухищрения, чтобы «голос» вернулся. Картина уже получила приз за лучший фильм на фестивале семейного кино в Азербайджане. В ближайших планах – показ в Сараево и на I Ливанском фестивале короткометражных фильмов.
Приз за лучший сценарий полнометражного игрового фильма получила картина «Амун», соавтором сценария которой выступил бакинец Анар Аббасов. Сюжет картины претендует на эпический охват и задуман в жанре философской притчи. Молодой мужчина, желая спасти впавшего в кому сына, отправляется в Святую землю на поиски старца Амуна, который, по слухам, приносит исцеление. По ходу дела герой попадает в череду незавидных передряг. А параллельный монтаж, преподнося зрителю серию флешбэков, подсказывает, что неприятности этот человек, в принципе, заслужил. Долгая дорога к Амуну не сулит ничего хорошего: парню явно не везет, и в финале не ждешь хеппи-энда. Но, как это бывает в хороших историях, в какой-то момент мир переворачивается, и все идет вопреки ожиданиям. Лента была снята на российской студии Rock Films, и, к чести авторов, надо признать, что визуальная составляющая этой работы получилась очень величественной.