DokuBaku: кино со всего мира
Режиссеры Матлаб Мухтаров и Илькин Юсиф

В столице Азербайджана в шестой раз прошел международный фестиваль документального кино DokuBaku. За пять дней бакинцы увидели более 60 картин из 33 стран.

У каждого DokuBaku свой девиз. Самый первый смотр проходил под лозунгом «Тестируя реальность», прошлогодний ставил в центр чувства и внутренний мир человека – «Чувства ±». Слоган этого года – «Революция против эволюции»: практически все фильмы так или иначе касались того, как катаклизмы и общественные проблемы мешают человеку развиваться, расти над собой, решать новые задачи, совершать открытия.

Картины-участницы удивительным образом перекликались, будто обсуждая с разных сторон схожих героев и близкие темы. Живущая в грузинском селе девятилетняя девочка, отцу которой чужды традиции («Привет, Гюнеш», режиссеры Марита Тевзадзе и Ана Джегнарадзе), передает привет юной жительнице Боготы, выдумавшей себе воображаемую подругу, чтобы переживать жизненные неурядицы («Элис», режиссеры Николя ван Хемельрик и Клэр Вайскопф). Иранская история о семьях чайлдфри («Без детей», режиссер Сара Бахрамджахан) рифмуется с рассказом о бельгийских женщинах, которые пытаются самыми радикальными способами восстановиться после родов («История деторождения», режиссер Майлен Гьярд-Шмид). А в фильме «Руками» Евгения Григорьева невольно прослеживается параллель с «Богами Мексики» Хельмута Досантоса.

«Боги Мексики». Хельмут Досантос

О последних двух лентах стоит сказать подробнее. Герои первой – фермеры и рыбаки, слесари и мебельщики – в общем, те, чьи профессии «на первый взгляд как будто не видны» и не считаются престижными. Но именно на плечах этих людей держится мир: не кто иной, как они добывают полезные ископаемые, варят сталь, прокладывают трубопроводы, строят жилье. В фокусе же картины Досантоса – цельный портрет сельской Мексики, или, как говорит сам режиссер, «тех частей страны, которые плохо знают даже сами мексиканцы». Эти места населяют представители коренных народов и выходцы из Африки; они добывают, охотятся, сеют и жнут и тоже незаметны, но фактически составляют базис нации. Всего в Мексике 68 таких общин, творческая группа фильма показала 23. Съемки длились девять лет: три года формировалась идея фильма, еще три года искали героев и готовились, а снимали 280 дней, разделенных на 15 периодов; остальное время заняли монтаж и постпроизводство.

«Руками». Евгений Григорьев

В жюри фестиваля вошли 15 экспертов из разных стран, в том числе лауреат Каннского кинофестиваля документалист Сергей Дворцевой, французский фотограф азербайджанского происхождения Реза Дегати, лауреат «Эмми» продюсер Кирстин Барфод. Ленты оценивали в трех категориях: «Лучший полнометражный документальный фильм», «Лучший короткометражный документальный фильм» (в этой категории отдельно отмечают международные картины и произведенные локально) и «Лучший фильм вне основного конкурса».

Лучшей азербайджанской короткометражкой стала лента режиссера Матлаба Мухтарова «12/35», посвященная поколению 60+: ее герои размышляют о том, почему жизнь сложилась не так, как они мечтали. Специальный приз достался работе Амиля Амаля «Дом на вулкане» – о мужчине, чье жилище было разрушено лавиной в 2014 году, и он уверен, что новый дом вот-вот постигнет та же участь. Картина Илькина Юсифа «В поисках героя» была отмечена в категории «Вне конкурса»: автор исследует, как люди представляют себе образ киногероя и насколько сама жизнь похожа на кино.

Также в списке лауреатов рассказ о конфликте между членами семьи, добывающей нефть на своем участке и мечтающей о лучшей жизни для сына («Тысяча огней», режиссер Саид Таджи Фаруки, Франция), и индийская трагикомедия о работниках прачечной, которые придумывают постер к празднику поклонения Ганеше («Рекламный плакат», режиссер Риши Чандна, Индия). Особо выделяется «Лучший полнометражный фильм» – «Кино с балкона», просто и изобретательно снятый польским мэтром документалистики Павлом Лозиньским: режиссер два с лишним года, включая пандемические, фиксировал на камеру разговоры с прохожими с балкона своей варшавской квартиры. Пенсионеры, соседи, патриоты, бывший заключенный, дама с собачкой – из двух тысяч бесед Лозиньский выбрал самые яркие и при этом оптимистичные, и из них сложился портрет современного жителя польской столицы.

Важнейшая цель DokuBaku, по словам его организаторов, среди которых Министерство культуры и Союз кинематографистов Азербайджана, – продемонстрировать лучшее документальное кино со всего мира и поддержать национальное азербайджанское. Кажется, с обеими задачами фестиваль уже в шестой раз отлично справляется.

«В поисках героя». Илькин Юсиф
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»