Человек, которому азербайджанский кинематограф обязан датой своего рождения, родился в городе Славянске Изюмского района Харьковской губернии. Звали его Александр Михайлович Мишон.
Первый киносеанс в Баку: страсть и пожар
В 1870 году на Соборной площади Славянска появилось модное заведение «Фотография господина Мишона». Хозяин фотосалона, отец будущего пионера азербайджанского кинематографа, беглый крестьянин и прирожденный авантюрист Михаил Мишон долгое время жил с поддельными документами на имя Игнатия Березовского. Семейная легенда гласит, что заморскую фамилию Мишон он получил от матери – гувернантки, вывезенной из Франции в эпоху наполеоновских войн.
Александр Михайлович унаследовал от отца не только профессию фотографа и инженерные способности, но и страсть к разного рода приключениям. Уже в возрасте 19 лет Александр Мишон попытался завести на родине типографию и издавать собственную газету. Не получив дозволения цензурного ведомства, он открыл в Харькове фотоателье, но дело не заладилось.
После долгого путешествия по Индии и Персии Мишон в 1885 году обосновывается в Баку. Чем был обусловлен выбор нового места жительства, неизвестно, но страстная натура фотографа удивительным образом совпала с духом времени. Баку в тот момент переживал эпоху технической революции. И Мишон стал, пожалуй, одним из главных ее бытописателей.
Сперва он был вынужден торговать фотопринадлежностями, устроившись на работу в фирму «Покорный». Фотографией продолжал заниматься в свободное время: его «Новые виды и типы г. Баку» продавались в те годы по 75 копеек за экземпляр в центре города на Михайловской улице. Имя Мишона постепенно становится известным, а работы – популярными, и в 1887 году, получив разрешение губернатора, он открывает фотографическую студию на Торговой улице. Здесь же функционирует специальная контора «Ландшафтная фотография», где принимаются заказы на снимки заводов, промыслов и архитектурных зданий.
Спустя три года Александр Михайлович привез на выставку в Петербург впечатлившие своими размерами панорамные фотографии Баку и был отмечен бронзовой медалью «За увеличение снимков».
В архивах бакинского фотографического кружка сохранилась заметка, датированная 1895 годом: «24 и 27 ноября читались лекции г. А. М. Мишоном по истории фотографии, привлекшие, несмотря на дурную погоду, много слушателей». Спустя год он становится председателем кружка и занимается открытием и оборудованием Бакинского фотографического общества – «в доме Багирова, у Багировского сквера».
В 1896 году Мишон готовит в Баку масштабную фотовыставку, где планирует выставить работы всех членов фотокружка. Тогда же он заявляет о своем новом увлечении – «кинематографе» братьев Люмьер, называя его «последним достижением в области фотографии» (в этом наивном определении много правды: первые однокадровые люмьеровские фильмы действительно походили на ожившие фотоснимки). Диковинное французское изобретение демонстрировали бакинской публике в рамках фотографической экспозиции в течение трех недель.
Александр Михайлович был человеком импульсивным и увлекающимся, к тому же имел очевидный технический талант и страстно интересовался новыми прогрессивными игрушками (к примеру, открыл в Баку первую на Кавказе лабораторию по производству броможелатинных пластинок и, экспериментируя с «фотохимическим действием лучей», делал снимки, напоминающие рентгеновские). В люмьеровский аппарат Мишон влюбился моментально и принялся его активно пропагандировать. В архивах Тбилисского музея фотографии хранится отчетный документ: «В воскресенье в одном из Верийских садов члены Тифлисского общества фотографов-любителей устроили маевку, в программу которой входило испытание недавно полученного аппарата новейшей конструкции. После съемки некоторых видов и групп последовал обед. Вечером в помещении общества был выслушан доклад секретаря Бакинского фотографического общества А. М. Мишона об историческом ходе развития общества».
Люмьеровский «кинематограф» (так, собственно, назывался первый аппарат) Мишон освоил в его усовершенствованном варианте, ознакомившись с модификациями инженера Карпантье. Люмьеры снимали свои первые документальные фильмы в условиях бытовых и практически домашних: рабочие выходили через ворота принадлежавшей братьям фабрики, что позволяло сделать некоторое количество дублей. Обученные ими операторы снимали привычные городские сценки. Сперва Мишон постарался ухватить содержательную и техническую суть нового изобретения, для чего не постеснялся снять первый в истории ремейк, воспроизведя в бакинских реалиях сюжет «Прибытия поезда» (мишоновский фильм называется «Поезд прибывает на железнодорожную станцию»). В мае 1898 года он снимает еще несколько фильмов – с очевидной оглядкой на популярные люмьеровские истории: «Народное гуляние в городском саду», «Проводы Его Высочества эмира Бухарского на пароходе «Великий князь Алексей», «Утро на Базарной улице».
«Уже в первых фильмах Мишон угадал темы, которые многие годы спустя будут доминировать в азербайджанском кино»
Мишон, быстро ухватив аттракционный характер нового изобретения, замахнулся на величественное зрелище. Если уж фильм длится около минуты (по факту выходило еще короче из-за технического брака), то он должен поразить зрителя своей визуальной составляющей. Александр Михайлович любил Баку и очень тонко проник в самую суть городского колорита. Ему Баку был дорог не восточной экзотикой (на что делали акцент многие), а теми возможностями, которые этот город дарил многим людям, в том числе ему. А эта щедрость была в тот момент связана с внутренним ростом – с морем, нефтью, урбанизмом. Уже в первых фильмах Мишон угадал темы, которые многие годы спустя будут доминировать в азербайджанском кино: полная суровой романтики жизнь нефтяных промыслов, ужас и восхищение человека перед стихией.
Снятые Александром Мишоном короткометражки «Пожар нефтяного фонтана на промысле в Биби-Эйбате» и «Нефтяной фонтан в Балаханах» – пожалуй, самые зрелищные и эпичные картины из всех, которые были сделаны люмьеровским «кинематографом».
Утром 1 августа 1898-го в газете «Каспий» было опубликовано небольшое объявление: «В воскресенье 2 августа 1898 года в театре-цирке В. И. Васильева-Вятского фотограф А. М. Мишон, снимающий коллекцию оживленных фотографий Средней Азии и Кавказа для предстоящей Всемирной выставки в Париже, будет демонстрировать только один раз усовершенствованный «кинематограф» братьев Люмьер, построенный инженером J. Carpentier».
Скромное содержание объявления не соответствовало масштабу события: Александр Мишон своими «оживленными фотографиями» покорил сперва избалованную бакинскую публику, а спустя год заслужил аплодисменты у посетителей парижской выставки.
Прошло больше века, прежде чем день показа сборника фильмов Александра Мишона в цирке Васильева указом Президента Азербайджана Ильхама Алиева был объявлен ежегодным праздником – Днем национального кино.
P.S. Спустя десять лет после показа Александр Мишон покинул Баку, а вскоре распрощался и с фотографией. Весь свой талант и страсть он вложил в новый проект – русскую революцию. Умер он, как и положено авантюристам, случайной смертью – был избит путевыми грабителями в поезде: он направлялся в Москву в должности председателя Ревтрибунала.