Вышел самый полный и последовательный путеводитель по Ичери шехер

Автор книги «Баку: краткий очерк истории города по памятникам зодчества» Руфат Аджалов – архитектор, историк и краевед. Интересно, что в эпоху дешевой авиации, когда любая диковина света легкодоступна, людей стала больше интересовать история их собственной местности: района, улицы, отдельного дома. Можно сказать, что современное краеведение – целое общественное движение: оно объединяет совершенно разных людей, желающих вернуть себе свои города, которые в ХХ веке у них отняла индустриализация.

Во всем мире сейчас бум краеведческой литературы – от масштабных обзоров до частных хроник. В этом смысле книга Аджалова – очень тонкое сочетание личного подхода, доступного повествования и внушительной исторической основы. Отталкиваясь от посыла, что архитектура – это «осадочный пласт общества», а городские строения – единственные уцелевшие свидетели истории, автор, подобно археологу, расчищает сохранившиеся культурные пласты от мифов, расшифровывает их язык и на основе истории памятников восстанавливает биографию старого города Баку.

Хотя в подзаголовке значится «путеводитель по Ичери шехер», а сам Аджалов обещает лишь знакомство со средневековым «феодальным городом», исторические аналогии и внутренние ассоциации уводят читателя гораздо глубже, в эпоху возникновения гобустанских петроглифов, и заставляют смотреть много дальше: история Страны огней разворачивается вплоть до строительства нефтяных вышек и планирования первых бульваров.

Еще в предисловии Аджалов оговаривает, что Большой Баку неразрывно связан с Абшероном и Гобустаном. И чтобы не быть голословным, приглашает читателя подняться на верхний ярус Девичьей башни и оттуда посмотреть на окрестности. Тонкий драматургический ход: с высоты самого знаменитого бакинского памятника город представляется амфитеатром, перед которым где-то в море и за морями разыгрываются исторические драмы. Сам же Баку – город-крепость, город-огонь, город Бога (версии названий разнятся) – оказывается хорошо защищенным идеальным пристанищем для предпринимателей и наблюдателей. Недаром в районе современного Баилова была обнаружена необычная древняя крепость Сабаил – место, являвшееся одновременно приютом для заморских купцов, оборонительным укреплением и религиозным центром суфийской общины.

Это странное свойство Баку сочетать сакральное и прагматичное, смешивать высокое и низкое автор особенно подчеркивает. С тех самых пор, когда землетрясение разрушило древнюю столицу Ширваны, бакинский Ичери шехер стал одновременно городом знати (шахарстаном) и городом ремесленников (рабадом) – редкое для Средневековья явление, поскольку обычно простой люд не допускался внутрь крепостных стен. В Баку же издревле смешивались культурные и социальные пласты. В этом контексте бессмысленными выглядят споры о том, чем же была Девичья башня – зороастрийским храмом, оборонительным сооружением, волнорезом или маяком: ничто не мешало ей соединять все эти функции.

Ловко разбирается Руфат Аджалов и с другими спорными территориями города. Слой за слоем он исследует так называемую рыночную площадь, которая на поверку оказывается культовым сооружением, где поклонялись богу огня и хоронили ранних мусульман. Этот памятник оказывается гораздо теснее связан с Девичьей башней и стоящими рядом Хваджа-банями, чем ранее представлялось историкам. Автор вычленяет социально-архитектурную ячейку старого Баку – мечеть (место культа), башня, баня, – которая воспроизводится из века в век. И выясняется, что от бань до популярных бакинских купален ХХ века один шаг, а также что огонь и нефть (химически связанные материи) извечно являлись фундаментом городской инфраструктуры и источниками благосостояния.

Аджалов остроумно разбирает миф о затопленном некогда таинственном городе Шахри-юнане и находит в нем рациональное зерно: море – источник опасности и объединительный стимул. Оно исстари отбирало у людей землю, но одновременно дарило ощущение родства с целым прибрежным регионом. Баку видится частью большого каспийского братства, некогда объединявшего крепости Дербента, гильгильчайские «длинные стены» и «башни-светильники». Пообещав читателю знакомство с памятниками внутреннего города, автор уже с первой страницы открывает ему целый мир.

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»