Angel Chen: сделано в Китае

Пометка «Сделано в Китае» на этикетке перестает быть синонимом плохого качества и подделок. Новое поколение дизайнеров с китайскими корнями доказывает миру, что у страны есть огромный творческий потенциал, и 32-летняя Энджел Чен яркий тому пример. 

С именем девушке в каком-то смысле не повезло: к моменту основания марки Angel Chen уже несколько лет существовал именной бренд другой этнической китаянки, Angel Chang. Но дизайнер не побоялась возможной путаницы и оказалась права. Одного взгляда на коллекции двух марок достаточно, чтобы навсегда запомнить разницу. Поборница медленной моды Чанг делает базовую одежду из натуральных тканей, Чен же создает эклектичные, яркие и взрывные вещи – впрочем, тоже не чуждые идеям устойчивого развития. Но обо всем по порядку.

Коллекция весна–лето 2022
separator-icon

Чен родилась и выросла в Шэньчжэне, а в 17 лет поехала покорять Лондон. Училась, как водится, в колледже искусств и дизайна Central Saint Martins, а на положенный по программе год стажировок отправилась в Нью-Йорк, где успела поработать в Marchesa, Vera Wang и Alexander Wang. Свою выпускную коллекцию девушка показала в 2014-м – и сразу попала на радары издания i-D: журнал назвал ее среди пятерых самых перспективных дизайнеров года.

Прогноз i-D оправдался: следующая коллекция Angel Chen впечатлила модных критиков. Она называлась «Обряд весны»: разноцветные вещи с наивными элементами, яркие принты с нарочито детскими рисунками. За множеством деталей, которые хотелось разглядывать, как сокровища из сундука, просматривались отсылки к китайским традициям. Именно это сочетание бьющей в глаза яркости и укорененности в традиционной культуре стало генеральной линией творчества Чен. «Для меня важно, чтобы коллекция была наполнена цветом, а еще чтобы в ней были смешаны восточная и западная культуры. Я всегда стремлюсь привнести традиционные китайские элементы в более современную эстетику», – описывает она свой подход к созданию очередной коллекции.

Во многом творческие идеи Энджел берут начало из ее детства. Чен-старший занимался колористикой в лаборатории по созданию пигментов – неудивительно, что его дочь при создании вещей отталкивается прежде всего от цветовой палитры. Дизайнер признается, что до сих пор черпает вдохновение в работе отца, а еще в стиле модницы-матери («В детстве я любила прятаться в шкафу и заворачиваться в ее прекрасные винтажные шарфы – можно сказать, это были мои первые дизайнерские опыты») и ремесленных техниках, которыми владела бабушка («Она всегда рукодельничала: шила, вязала на спицах и крючком. Бабушка научила и меня и помогла сшить первые брюки из куска занавески»).

Модель из осенней коллекции 2022
separator-icon

Взлет Angel Chen был стремительным и закономерным. В 2017 году марку включили в расписание Миланской недели моды. Спустя два года Чен дебютировала в Нью-Йорке, где удостоилась престижной премии Woolmark Prize. В том же 2019-м она приняла участие в первом сезоне реалити-шоу Netflix Next in Fashion, где молодые дизайнеры боролись за денежный приз в череде творческих испытаний. Энджел заняла третье место, но главное – о молодой китаянке узнали сотни тысяч людей по всему миру.

Практически одновременно у Angel Chen вышла совместная коллекция с H&M – реальный показатель звездного статуса: гиганты массмаркета очень тщательно выбирают нишевых дизайнеров для коллабораций. Конечно, сложную эстетику бренда для этого проекта пришлось упростить и сделать более наглядной: коллекция, посвященная искусству кунг-фу, пестрела принтами драконов и журавлей, в массовом сознании сразу ассоциирующихся с культурой Китая. Экзотическое для европейцев и американцев попурри нашло своих поклонников.

Дальше коллаборации с мировыми брендами посыпались на Чен как из рога изобилия: Adidas Originals, McDonald’s, Canada Goose, Swarovski, MAC Cosmetics. Для каждого Энджел находила свой подход, не просто натягивая эстетику Angel Chen на продукт, но творчески перерабатывая новый материал. Для Canada Goose она перекроила на азиатский манер их культовые пуховики и парки, добавив вышивку с мотивами древнекитайских миниатюр. Для Adidas придумала кроссовки в духе молодежных уличных субкультур Гонконга. Для MAC расписала цветными драконами флаконы алых помад.

Каждый из этапов пути не прошел даром. Во время съемок в реалити-шоу Чен попробовала новые для себя техники вроде ручного окрашивания денима и обесцвечивания кружев. Сотрудничество с глобальными брендами помогло оптимизировать управление собственным брендом. «Участие в Next in Fashion стало прекрасной платформой для того, чтобы показать международной аудитории: Китай – не только место производства массмаркета, у него есть сильный творческий язык, который стоит транслировать в мир», – говорит дизайнер.

Энджел Чен в реалити-шоу Next in Fashion
separator-icon

Взяв лучшее от коллабораций с массмаркетом, Энджел Чен максимально дистанцируется от него в работе над собственными коллекциями: «Я не говорю, что массовое производство – это плохо или неправильно. Но в нем точно нет души». Зато душа есть в ремесленных техниках: «Я не жалею времени на ручную трафаретную печать, красивые вышивки, фактурный жаккард. Всё это требует много труда и сил. Но я думаю, что традиционные ремесла связаны с наследием, историей, жизнью и культурой».

Китайская культура многогранна, ведь огромная страна объединяет множество регионов и народностей. Энджел нравится ее исследовать. Например, осенне-зимняя коллекция 2022 года выросла из экспедиции во Внутреннюю Монголию – автономный район на севере Китая, знаменитый живописными степями. Чен работала с местными мастерами, вдохновляясь традиционными нарядами кочевых племен и локальными материалами: «Это был глубокий и важный для меня опыт. Вещи из коллекции созданы очень земными людьми, которые искренне любят место, где выросли, и берегут окружающую среду». Результатом стали отороченные мехом пальто, джинсы с накладками как для верховой езды, куртки с пейзажными принтами и шапки, отсылающие к национальному костюму.

Предыдущая, весенне-летняя коллекция основывалась на китайском эпосе, фольклорных сюжетах и древнем искусстве – отсюда струящиеся силуэты халатов, как на средневековых миниатюрах, разводы туши и каллиграфические иероглифы, складывающиеся в строки: «Когда взойдут звезды, когда весна станет осенью, а зима – летом, неважно, в какое время года мы встретимся, я всегда буду любить тебя». Разводы и штрихи краски на ткани Чен делала вручную совместно с индийским художником Амеем Сали.

Хотя выбор тканей и техник в коллекциях Angel Chen и отсылает к прошлому, силуэты получаются современные и в хорошем смысле модные: «Мы хотим сделать традиционную китайскую культуру видимой и доступной для более широкой аудитории. Я хочу показать эту красоту всему миру и помочь увидеть ее в новом свете», – говорит дизайнер.

Коллекция весна–лето 2022
separator-icon

Одежда Angel Chen скорее агендерная: хотя в коллекциях есть мужские и женские вещи, подчеркивающие фигуру, Чен не увязывает эстетику бренда с половой принадлежностью, а также возрастом и национальностью. «Женщина Angel Chen не такая нежная и застенчивая, как традиционно изображают китаянок. Она смелая, независимая, выразительная – этакая современная версия Мулан. Мужчина Angel Chen ей под стать, авангардный и вдохновляющий», – так Энджел определяет свою аудиторию.

Ей тесны также рамки одного стиля: у марки есть и настоящие образцы уличной моды, и сложные, почти кутюрные вещи, и авангардный деконструктивизм, и аутдор.

Как любой развивающийся бренд, Angel Chen ежедневно сталкивается с множеством вызовов: нужно учитывать и мировую экономическую ситуацию, и экологическую повестку, и запросы аудитории. «Сегодня глобальные изменения производят эффект домино, вынуждая каждого выйти из зоны комфорта. Творческая честность и цельность важны как никогда, но нельзя забывать и про рынок, диктующий свои условия. Пришло время, когда дизайнеры должны прислушиваться к покупателям». Чен хорошо понимает, что для ее аудитории важны экологические и социальные инициативы, исходящие от модных марок, но при этом нужна долговечная, носибельная одежда, поэтому в творческом процессе нельзя целиком отдаваться полету фантазии. В коллекциях Angel Chen используются переработанные и органические материалы, а на производстве внедрены технологии минимизации отходов: «Хочется, чтобы подобный подход в индустрии моды встречался чаще и в больших масштабах».

На просьбу описать свой мир тремя словами Энджел Чен отвечает: «Красота, любопытство, освобождение». Три необходимых и достаточных пункта: прекрасные работы традиционных мастеров, живая любознательность в исследованиях и экспедициях и освобождающая борьба со стереотипами о китайской культуре. Мост с Востока на Запад пытаются строить многие дизайнеры, но у Angel Chen он получается на удивление крепким и изящным.

separator-icon
Модель из осенней коллекции 2022
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»