Порой кажется, что вселенная сводит двух талантливых людей, чтобы вдвоем они создали нечто большее, чем могли бы по отдельности. Британский бренд Chopova Lowena как раз такая история: два дизайнера с разным опытом, но созвучным видением изобрели парадоксальную смесь традиционного и современного.
Основательницы марки Эмма Чопова и Лаура Ловена встретились в лондонском колледже Saint Martins. У обеих болгарские корни, хотя выросли они на разных континентах. Эмма родилась в Болгарии, но с семи лет жила в США. Она мечтала учиться в нью-йоркской школе дизайна Parsons, но однажды узнала от друга семьи о знаменитом британском модном колледже. «Я понятия не имела, что такое мода. На собеседование в приемную комиссию принесла ужасное портфолио, но в нем был альбом с сумасшедшими рисунками – именно благодаря ему я получила место в Сент-Мартинсе», – рассказывает она.
Лаура выросла в британском Сомерсете и очень хотела из него уехать. В престижный колледж она попала не с первого раза и успела пройти несколько стажировок, прежде чем добилась заветного места. Девушки познакомились в первый же день учебы (Эмма вспоминает, что Лаура была первой однокурсницей, с которой она заговорила) и сразу поняли, что им по пути. Они дружили, вместе снимали квартиру и уже к концу четвертого курса органично начали работать дуэтом.
Как говорят сами дизайнеры, совместная работа строилась на сходстве эстетического видения и разнице подходов: «У нас почти одинаковый визуальный язык, подход к цвету и фактурам. Персонажи, которых мы создаем, взаимодействуют друг с другом или живут друг с другом в одном мире. Работа в паре очень полезна для нас: иметь кого-то, с кем можно постоянно делиться и развивать свои идеи, – это редкий, особый вид отношений».
Первый же эксперимент Эммы и Лауры был основан на соединении несоединимого: «В магистратуре нам задали проект – поработать с кружевом и придумать идею для Chloé. Сами мы никогда не выбрали бы этот материал, он нам не близок, поэтому мы просто взяли изображения женщин в кружевной одежде и совместили их с лыжной модой 1970-х годов. Такой контраст сразу сделал проект интересным для нас», – рассказывают дизайнеры. С тех пор девушки придерживаются подобного подхода: «Начиная исследование, мы делаем коллажи, чтобы посмотреть, как разные темы взаимодействуют друг с другом».
«В следующей коллекции образы рестлеров 1980-х переплетались с эстетикой традиционных болгарских праздников»
Выпускная работа в колледже стала дебютной коллекцией Chopova Lowena осень–зима 2017. Силуэты отсылали к традиционному болгарскому женскому платью – оно стало основой, на которую дизайнеры наслаивали новые темы и смыслы, от образов Викторианской эпохи до спортивного стиля и цитат из разных субкультур.
Самой заметной вещью коллекции стали плиссированные юбки, сшитые из фрагментов разных тканей и подвешенные на карабинах к кожаным поясам с тяжелыми пряжками. Это был абсолютный апсайклинг: материал нашли в антикварных лавках, а карабины сняли со старого альпинистского снаряжения. «Нас очень привлек контраст функциональных металлических элементов и традиционного текстиля. Рассматривая старые фотографии спортсменов, мы обратили внимание на снимок скалолаза конца XX века, опутанного множеством веревок. Его образ удивительно перекликался с болгарскими фольклорными узорами и цветовой гаммой», – рассказывают Чопова и Ловена. Плиссированные юбки с металлической фурнитурой в итоге стали визитной карточкой марки: они возвращаются в коллекции Chopova Lowena из сезона в сезон.
Дальше тема совмещения несовместимого только развивалась. В следующей коллекции образы рестлеров 1980-х переплетались с эстетикой традиционных болгарских праздников, на которые люди наряжаются, чтобы отпугнуть злых духов. В следующей за ней – снова спорт и снова Болгария: хоккей с мячом – и болгарская роза, масло которой ценится далеко за пределами страны. Дизайнеры раз за разом доказывают, что культурные коды, традиции и мифология могут быть неисчерпаемым источником вдохновения: «Чем безумнее наши творческие поиски, тем лучше».
При обилии отсылок к фольклору вещи Chopova Lowena получаются очень гранжевыми: лондонская культурная среда накладывает свой отпечаток. Эмма и Лаура не подстраивают дизайн под чьи-то ожидания, действуют импульсивно, по велению сердца. У марки нет своего «лица» – постоянной модели, идеализированного образа аудитории: «Наша одежда создана прежде всего для того, чтобы женщины чувствовали себя уверенно, несмотря на все жизненные трудности. Наши покупательницы очень разные, и мы этому рады», – говорят дизайнеры. И признаются, что носят вещи своего бренда почти каждый день.
Самая свежая коллекция, весна–лето 2024, посвящена Дню флоры – древнему корнуоллскому празднику, в котором кельтские мифы перемешаны с христианскими сюжетами. Дизайнеров, впрочем, привлекла не только эта эклектичность, но и связь с местом: прадедушка Лауры был из Корнуолла, оттуда же родом семья ее мужа. В коллекции нашлось место кружеву ришелье, гобеленам, рукавам-буфам и высоким клетчатым гольфам. Чопова и Ловена специально ездили на праздник, чтобы записать аудиофрагменты, которые стали частью саундтрека на показе.
Вещи Chopova Lowena заказывают концепт-сторы по всему миру, от мультибрендового Browns в Лондоне до H.Lorenzo в Лос-Анджелесе. А еще они полюбились знаменитостям: в числе поклонников – Дуа Липа, Уиллоу Смит и Мадонна. Глобальный онлайн-ретейлер Matches Fashion заинтересовался маркой сразу после первой коллекции, и молодым дизайнерам пришлось поломать голову над тем, как ее масштабировать, ведь каждая вещь существовала в единственном экземпляре. В итоге девушки вручную отшили заказ из 30 предметов, которые были распроданы за пару дней.
«Наша эстетика складывается из того, кто мы такие, из нашего наследия, опыта взросления и любви к малоизвестным видам спорта», – так Эмма и Лаура коротко описывают суть марки. И добавляют, что для них очень важны принципы устойчивого развития, экологичности и ручного труда: «Мы стремимся дать новую жизнь старым тканям, сделать традиционное ремесло современным и показать миру его красоту».
Вещи Chopova Lowena до сих пор создают вручную. Каждая уникальна: в дело идут старые занавески и скатерти, фурнитура и аксессуары из винтажных магазинов и с блошиных рынков. Ткани покупают в Болгарии. Раньше Эмма занималась этим сама: регулярно приезжала к родственникам в деревню недалеко от Софии и давала объявления о покупке старого текстиля. Постепенно она стала местной знаменитостью: окрестные жители начали сами приносить ей народные костюмы, надеясь дать им вторую жизнь.
Теперь у дуэта есть небольшая команда, ответственная за поиск материалов: ее участники ездят по разным уголкам страны, охотясь за необычными находками.
Чопова рассказывает, что за сезон марка собирает до 4000 отрезов ткани и винтажных изделий, от клетчатых фартуков до байковых одеял. Однажды удалось достать 500 кухонных полотенец из складских остатков – получилась большая партия юбок. Офисной работой в
Chopova Lowena занимаются родные дизайнеров: мама Лауры ведет бухгалтерию, а сестра помогает с другой бумажной работой.
Чтобы минимизировать транспортный след, вещи шьют в Болгарии и Англии – таким образом Chopova Lowena поддерживает ремесленные традиции и маленькие локальные производства. А поскольку запас винтажных материалов и вещей не бесконечен, в ближайших планах бренда производство собственных тканей из невостребованной старой пряжи: «Для нас важно перерабатывать как можно больше отходов. В противном случае мир просто взорвется».
Подстраиваться под бешеный ритм модной индустрии Лаура и Эмма не собираются. «Не хочу, чтобы мне диктовали, что мы должны выпускать четыре коллекции в год, нам это не нужно и не хочется», – отрезает Ловена. Чопова же говорит, что ее главный принцип – не спешить. Работа над развитием марки – не спринт, а марафон; гонка не нужна ни дизайнерам, ни покупателям, считают девушки. Они предпочитают сосредоточиться на ручном труде и создании уникального продукта – не идеального, зато живого. Ведь если знаешь, что часть твоей юбки когда-то лежала в сундуке на чердаке дома в болгарской деревушке, а карабины на поясе верой и правдой служили альпинисту, вещь обретает историю и характер – и становится частью уже твоей истории.