Дороже золота: ювелирные украшения из экоматериалов

Бутылочное стекло и хирургическая сталь. Утконосы и жуки. Жемчуг и метеориты. Религии и суеверия. украшения ответственных марок соединяют в себе самые странные материалы и удивительные сюжеты. Но главное – они сделаны с заботой о Земле и обо всех, кто на ней живет и будет жить. И эта забота дороже золота.

Фото: Dinosaur Designs

Marie June Jewelry

Что общего у Марка Цукерберга, Билли Айлиш и Мари – основательницы именной марки Marie June Jewelry? У каждого путь к успеху начался в собственной спальне: Цукерберг разработал там прототип главной мировой социальной сети, Билли записала первую песню, ну а Мари начала экспериментировать с созданием украшений. Довольно неочевидное хобби для молодого ученого, однако естественнонаучное образование пригодилось: темой диссертации Мари была вязкость жидкостей, и из нее родился фирменный образ марки – тяжелые золотые капли, будто стекающие с серег и подвесок. Позже, когда Marie June Jewelry выросла в полноценную марку, появились коллекции с изображением цветов, жуков и бабочек – очень реалистичных и в то же время декоративных, созданных вручную из вторично переработанного серебра и драгоценных камней. 

Фото: Marie June Jewelry

Latelita

Британская марка – яркое (очень яркое!) опровержение хрестоматийного тезиса «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись». Сначала встретились англичанин Ли Пейнтер и турок Алпан Турфан. Затем оказалось, что у них одинаковые интересы и устремления – создавать роскошные украшения из переработанного серебра и этично добытых драгоценных камней. И наконец, Запад и Восток сошлись в коллекциях Latelita. Марка, чьи главные этические ценности – разно¬образие и инклюзивность, видит красоту в символах разных религий и культур: здесь и крылья ангелов, и рука хамса, и знаки Зодиака, и глаз Фатимы, и щит Давида, и четырехлистный клевер для тех, кто верит только в удачу. Ну а гордость Latelita – то, что называется Statement Pieces: смелые, крупные, притягивающие взгляд ожерелья, серьги и кольца, которые моментально превращают свою хозяйку в королеву. Или даже в богиню.

Фото: Latelita

Pixie Nut & Co.

Нечасто можно встретить украшения, имеющие образовательную ценность. Знакомьтесь: Pixie Nut & Co. По серьгам маленькой семейной марки можно неплохо изучить животный и растительный мир Австралии – по крайней мере, самых ярких его представителей. Основательница бренда Филиппа Нилант всегда хотела стать иллюстратором и в 2016 году начала продавать открытки со своими рисунками. Получалось здорово, но часто ли людям нужны открытки? А вот лишняя пара серег еще никому не мешала. Вырезанные лазером из тонкой переработанной фанеры, они почти невесомы, несмотря на размеры, и каждый сезон Филиппа добавляет в коллекцию новых обитателей дождевых лесов и буша, нарисованных с бесконечной любовью: утконос и сумчатый муравьед, лирохвост и кукабарра, валлаби и бандикут… Она и сама носит их с нескрываемым удовольствием: можно сказать, и мой вомбат со мною.

Фото: Pixie Nut & Co.

CLED

Помните, как в детстве зеленоватые осколки бутылок казались изумрудами? Да и сейчас, найдя на пляже отполированный волнами кусок стекла, удивляешься его красоте. И чем, спрашивается, он хуже настоящих драгоценных камней? Даже лучше, уверены в калифорнийском бренде CLED: ведь при переработке стекла в экокамни (так в компании назвали свое изобретение) красоты в мире становится больше, а мусора – меньше. Создатели марки начинали с винных бутылок, найденных дома: очищали их от этикеток, резали, обжигали, шлифовали. Когда стало ясно, что идея работает, обратились в ближайшие бары, и те завалили их стеклотарой. У CLED даже по¬явились любимые напитки – те, из чьих бутылок получаются самые эффектные экокамни. Тут целая палитра цветов: черный базальт, маковый красный, коричневый янтарь, мятный лед… Эти самоцветы дешевле и долговечнее природных, но главное – они волшебные: переносят хозяина в детство, когда так здорово было смотреть на солнце через бутылочное стекло.

Фото: CLED

Jacob Albee

Джейкоб Олби прилежно учился на биофаке университета, чтобы стать орнитологом и изучать хищных птиц. Но на летних каникулах ради заработка устроился в ювелирную студию и обнаружил, что неживая природа не менее интересна, чем живая. Впрочем, у его ювелирной карьеры есть кое-что общее с работой орнитолога: Джейкоб имеет дело с объектами, прилетевшими с неба, – осколками метеорита Гибеон, упавшего на юге Африки полмиллиона лет назад. Придав кускам космического сплава форму, ювелир обрабатывает их поверхность кислотой, чтобы на ней проявился уникальный естественный узор, а затем дополняет позолотой и драгоценными камнями. Золото переработанное, камни добыты этично, а о самом метеорите и говорить нечего: пустить в дело металлолом, провалявшийся ненужным полмиллиона лет, – это ли не мечта любого экодизайнера? А учитывая, что на сегодня найдено около 26 миллионов тонн обломков Гибеона, без материала Jacob Albee не останется.

Фото: Jacob Albee

Dinosaur Designs

Бывают встречи, которые определяют всю дальнейшую жизнь. Первокурсники одного из австралийских арт-колледжей Луиза Олсен и Стефан Орманди встретились в первый день учебного 1985 года – и не расстаются уже почти 40 лет: моментально подружились, через два года стали парой, а еще через два года родилось их общее детище – Dinosaur Designs.

Один из самых успешных австралийских дизайнерских брендов вырос из студенческой подработки. По выходным Луиза и Стефан продавали на ремесленной ярмарке разноцветные самодельные украшения из эпоксидной смолы. Довольно быстро пара стала получать заказы от таких же, как они сами, молодых людей из творческой среды. Среди последних были, например, юные актрисы Кайли Миноуг и Эль Макферсон, а также Майкл Хатченс, чья группа INXS как раз записала первые хиты. Несколько лет спустя, став мировыми звездами, все они продолжат надевать на фотосъемки и светские вечеринки вещи Dinosaur Designs (к тому времени марка обретет название), что, конечно, поспособствует международной популярности бренда.

Но никакие селебрити не помогут пристроить твои работы в ведущие музеи мира. Что пластиковая бижутерия делает в лондонском Музее Виктории и Альберта и Музее Гуггенхайма в Бильбао? Ну, во-первых, пластик бывает разным. Эпоксидная смола, базовый материал бренда, производится из побочных продуктов нефтепромышленности, которые выбрасывают на свалку или сжигают, загрязняя воздух. Dinosaur Designs превращает их в визуальную поэзию, в 3D-стихи, которые можно прочитать прикосновением, – так формулирует Луиза Олсен. Как и положено стихам, каждый объект уникален. Для основателей марки принципиально важно участвовать в создании коллекций на всех этапах.

И у Луизы, и у Стефана есть личные карьеры: он признанный художник, у нее именная марка «взрослых» ювелирных украшений. Жизнерадостные пластиковые браслеты Dinosaur Designs кажутся на этом фоне каким-то детским садом и, возможно, поэтому так дороги для своих создателей. Ведь успешным людям особенно ценно помнить о том, как важно быть несерьезными.

Фото: Dinosaur Designs

Leigh Miller

По украшениям Leigh Miller сразу видно, что их автора завораживает вода: морские волны и речное течение, водоросли и ракушки. Возможно, дело в том, что Ли Миллер почти всегда жила у океана. Правда, выучившись на дизайнера одежды, она уехала в мегаполис и несколько лет отработала в фешен-бизнесе, но так и не смогла его полюбить. Уволившись, Миллер пошла на ювелирные курсы – и внезапно пазл собрался. Дело в том, что она с детства хотела быть скульп¬тором, но не решилась: очень уж ненадежная карьера. Ювелир же может создавать «носибельные скульптуры» – так Ли называет свои украшения, и лучшего определения, пожалуй, не придумаешь. Она увлеченно экспериментирует с материалами, и ее латунные колье и браслеты ничуть не проигрывают золотым и серебряным. Leigh Miller работает только с вторично переработанными металлами, пуская в дело даже самые мелкие фрагменты. А когда марка подросла, Ли отказалась от идеи вывести производство за границу, в одну из стран, где оно обошлось бы дешевле: она считает более важным дать работу местным мастерам и уменьшить углеродный след.

Фото: Leigh Miller

Smilla Brav

Бывают люди, от рождения наделенные бездонным любопытством и энергией. Эбру Гюльсель – одна из них: возможно, смеется она, стоит благодарить бурную историю ее рода, в котором смешались турецкая, греческая, еврейская и русская кровь. И уж точно можно сказать, что культурное разнообразие, с рождения окружавшее девочку, во многом сформировало эстетику ее будущей ювелирной марки. Путь к последней был долгим: Эбру получила диплом в области графического дизайна и фешен-маркетинга, стажировалась в Armani и Ralph Lauren, ушла в журналистику, а оттуда – в мир больших корпораций, где сделала успешную карьеру. Все это время она успевала учиться на разных творческих курсах и, дойдя до ювелирных, поняла: это судьба! Гюльсель уволилась, с трехмесячным младенцем на руках перебралась в Германию и основала Smilla Brav, такую же эклектичную, как ее собственные интересы. В этих украшениях ручной работы вторичное серебро соседствует с хирургической сталью, полудрагоценные камни – с муранским стеклом, а жемчуг – с мишками из переработанного пластика. 

Фото: Smilla Brav

AGMES

Вназвании бренда американки Морган Лэнг – инициалы людей, без которых AGMES не появилась бы на свет. Конечно, это бабушка Эльвира: родившись в бедной мексиканской семье, в юности она эмигрировала в Америку, выучила чужой язык, встала на ноги, родила детей и своим примером научила внучку не бояться следовать мечте. Морган мечтала стать ювелиром и даже окончила курсы, но все равно сомневалась: получится ли? Поверить в себя ее убедил друг детства, вскоре, к сожалению, скончавшийся, – и очень быстро стало ясно, как он был прав. Смелые, лаконичные, будто излучающие спокойную силу украшения из переработанного золота и серебра обрели культовый статус: их носят как представители нью-йоркской богемы, так и голливудские селебрити масштаба Кэти Холмс. Сама же Лэнг считает главной силой в мире доброту и потому каждый год выбирает некоммерческую организацию, которой отчисляет процент от прибыли. Так, АGMES внесла свой вклад в борьбу с синдромом Альцгеймера, разработку новых технологий очистки воздуха и помощь жертвам домашнего насилия.

Фото: AGMES
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»