Медленная мода: тише едешь

Медленная мода с самого начала была своего рода парадоксом, трендом, возникшим в противовес трендам. Почему она понадобилась нашему высокоскоростному миру? Как разные марки воплощают ее идеалы в жизнь? И можно ли говорить о том, что медленная мода сколько-нибудь заметно изменила мир?

Кадр из документального фильма «Мода с чистого листа» креативного директора марки Mother Of Pearl Эми Пауни. Фото: Fashion Reimagined

К началу XXI века колесо быстрой моды раскрутилось до предела. Сотни брендов дешевой одежды каждые пару недель привозят в магазины по всему миру огромные партии новой одежды. Шьют ее преимущественно в азиатских странах, на огромных фабриках, где работники получают гроши и не имеют социальных гарантий; эти вещи сделаны из низкокачественных материалов и порой портятся после первой стирки. Но так и задумано: экономическая модель нацелена только на то, чтобы как можно скорее привести покупателей за новыми покупками.

Уже в начале 2000-х стало ясно, что модная индустрия существенно влияет на окружающую среду: производство одежды и обуви требует огромного количества ресурсов и порождает столь же огромное количество отходов. Мода стала еще одним полем дискуссии об экологичном, осознанном образе жизни – а где осознанность, там замедление. Канадский журналист Карл Оноре в своей книге 2004 года «Похвала медлительности» (на русском издана под названием «Без суеты: как перестать спешить и начать жить») писал, что медленный подход к производству и потреблению и забота прежде всего о качестве, а не о количестве возвращают вещам ценность, которой их лишил массмаркет. Для начала XXI века это было довольно революционное утверждение.

Рекламная кампания Stella McCartney осень–зима 2019. Фото: Stella Mccartney

Три года спустя исследовательница Кейт Флетчер из Центра устойчивой моды при Лондонском колледже моды опубликовала в журнале Ecologist статью, в которой впервые появился термин slow fashion. Флетчер связала этот подход с уже набиравшим тогда популярность движением «медленной еды» (slow food), возникшим в противовес фастфуду. «Медленная мода – это о том, чтобы лучше придумывать, производить, потреблять и вообще жить. Интегрируя «медленные» ценности в фешен-индустрию, мы создаем новую концепцию моды в эпоху устойчивого развития: удовольствие и дизайн в ней неразрывно связаны с осознанностью и ответственностью», – утверждала Флетчер. Фактически статья стала манифестом медленной моды, обозначив основные ее ценности: высокое качество, чистота производства и честность по отношению к производителям и покупателям.

Дизайнер Энджел Чанг (справа) в высокогорной китайской деревушке, где выращивают хлопок для ее коллекций. Фото: Angel Chang

Понятие «устойчивое развитие» (sustainable development), на которое ссылалась Флетчер, появилось еще в 1980-х, когда накопилось достаточно данных о губительном влиянии промышленности на окружающую среду. Тогда же заговорили об устойчивой моде (sustainable fashion). У этого подхода много общего с медленной модой: оба ставят целью уменьшение загрязнения окружающей среды и борьбу с эксплуатацией работников в индустрии. И все же это разные движения: устойчивая мода концентрируется прежде всего на поиске инновационных производственных решений, в то время как медленная больше нацелена на уменьшение потребления и укрепление горизонтальных связей в индустрии.

За последние 20 лет медленная мода так и не стала мейнстримом. Цифры неутешительны: в мире ежегодно производится более 100 миллиардов единиц одежды, причем с 2000-х эта цифра удвоилось. В основном это изделия «быстрых» массовых брендов, и скорее рано, чем поздно такие вещи оказываются на свалке. «Медленных» марок меньшинство, как и покупателей, выбирающих осознанное потребление. Но все же постепенно число тех и других растет.

Работники фабрики как часть команды бренда TAMGA. Фото: TAMGA
separator-icon

Все «быстрые» бренды похожи друг на друга, все «медленные» делают акцент на разном. Например, для марок TAMGA и Passion Lilie наиболее важно не просто продать товары, но сформировать вокруг себя сообщество людей с общими ценностями: поставщиков сырья, ткачей, красильщиков, швей... Этичный подход подразумевает не только справедливую оплату труда работников и предоставление им социальных гарантий, но и признание их вклада в готовую продукцию наравне с дизайнерами.

«Ходить голыми – экологичное решение № 1. Мы – № 2» – таков слоган Reformation, одного из крупнейших брендов slow fashion. На своем сайте Reformation ведет просветительскую работу и много рассказывает о том, как выбирать экологичные ткани, продлевать жизнь любимым вещам и разбираться в многочисленных экосертификатах, обозначенных на этикетке.

Ткани, сертифицированные по стандартам органического земледелия, то есть произведенные без пестицидов, синтетических удобрений и регуляторов роста, – вообще важная часть медленной моды. Да, органический хлопок дороже обычного, потому что его дольше выращивать и сложнее производить, но ущерб окружающей среде в результате оказывается гораздо ниже (как, кстати, и риск кожных раздражений у того, кто наденет готовую футболку). Именно с таким хлопком работают, например, марки Fair Indigo и Unrecorded. А Sustain by Kat еще и окрашивает органические ткани натуральными растительными пигментами.


The R Collective. Фото: The R collective

А лучше органического хлопка старые ненужные ткани: их не надо производить, они уже есть и, если не пустить их в дело, вот-вот окажутся на свалке. Настоящий win-win для дизайнеров: минус затраты на сырье (такие материалы обычно продают очень дешево или вообще отдают даром), плюс вклад в глобальную борьбу с отходами. Стамбульская марка OhSevenDays шьет одежду из отрезов материи, которые годами лежат невостребованными на складах. Примерно тем же занимается лондонский проект The R Collective, только британцы работают с остатками премиальных тканей люксовых модных домов.

Самый простой для дизайнера способ «замедлиться» – шить на заказ. Парижская команда Dressarte Paris создает свадебные платья из экологичных тканей по индивидуальному заказу. Австралийцы Elle Evans Swimwear предлагают купальники минималистичных силуэтов из пластикового океанического мусора, переработанного в нейлон. Финский бренд Svala специализируется на ручном пошиве термобелья и одежды для активного отдыха, а также ремонтирует вещи своих клиентов.

Очень много приверженцев медленного подхода среди японских дизайнеров. Это объяснимо: функциональный вневременной дизайн, бережное отношение к вещам, практики ремонта – все это неотъемлемые элементы японской культуры. Тенденцию можно проследить не только у маленьких нишевых марок, но и у брендов международного уровня, таких как Auralee, Yleve и Sugarhill. Первый тщательно подбирает материалы по всему миру, такие как мягчайший мохер из Южной Африки и австралийская шерсть особого плотного плетения, которое отталкивает воду и не требует синтетических пропиток. Две последние марки сотрудничают с местными ткацкими мануфактурами и красильными мастерскими, которые работают по старинным технологиям, используя натуральные растительные и минеральные пигменты (а благодаря тому что материал не нужно возить далеко, уменьшается углеродный след продукции).

separator-icon

На Западе тоже все больше модных гигантов переходит на сторону медленной моды. Вивьен Вествуд в 2019 году превратила показ своей марки в митинг, призывающий покупать меньше одежды. А главный апологет устойчивого развития Стелла Маккартни в каждой коллекции представляет все новые экологичные практики.

Особенно изобретательно подходит к вопросу Габриэла Херст, американский дизайнер уругвайского происхождения. Например, она регулярно шьет вещи для новых коллекций из старых, не распроданных в ушедшем сезоне (впрочем, тиражи у Gabriela Hearst невелики, так что остатков немного). Вдобавок она заказывает вязаные вещи уругвайской общине ремесленников и практикует небанальный апсайклинг, делая старые турецкие ковры-килимы элементами верхней одежды. Китаянка Энджел Чанг, напротив, создает вещи буквально с нуля: по ее заказу в высокогорных китайских деревушках выращивают хлопок, прядут нити, ткут и окрашивают полотно. На изготовление одной вещи Angel Chang уходит до полугода – это медленная мода в самом прямом смысле слова.

Auralee. Фото: Auralee

Марка Mother Of Pearl призывает: Reduce, Reuse, Recycle – уменьшать потребление, повторно использовать и перерабатывать. Несколько лет назад креативный директор марки Эми Пауни так прониклась идеями медленной моды, что решила создать самую экологичную и этичную коллекцию, которая только возможна в современном мире. Для этого она отправилась в долгое путешествие по разным странам от Австрии до Перу, чтобы изучить традиционные ремесленные техники и узнать обратную сторону производства одежды. В итоге на свет появилась линия No Frills, ставшая ядром коллекций Mother Of Pearl: вещи из сертифицированных органических и натуральных материалов, путь каждой из которых можно проследить от сбора сырья до поступления в магазин. Побочным результатом путешествия Эми стал красивый документальный фильм «Мода с чистого листа», ставший хитом фестиваля Tribeca.

Mother of Pearl, линия No Frills. Фото: Mother of Pearl

Один из самых активных и успешных борцов с перепотреблением – Patagonia, бренд одежды для туризма и активного отдыха. В 2011 году он прославился скандальной кампанией «Не покупайте эту куртку»: рекламное объявление с таким слоганом вышло на первой полосе газеты New York Times в «черную пятницу» – глобальный день распродаж. Так марка привлекла внимание к проблеме перепотребления и импульсивных покупок. Чтобы мотивировать клиентов не покупать новые вещи, а по возможности чинить старые, Patagonia шила ботинки со специальным креплением подошвы, позволявшим легко заменять последнюю, достаточно было прислать износившуюся пару производителю. Основатель и генеральный директор Patagonia Ивон Шуинар, возглавлявший марку более полувека, в 2022 году передал компанию в управление трасту, который перечисляет ежегодную прибыль (а это около 100 миллионов долларов) некоммерческой организации по борьбе с изменением климата.

Gabriela Hearst. Фото: Gabriela Hearst

Перечислять бренды и их подходы можно бесконечно. И это здорово: значит, каждый, кому близка тема экологичной моды, может найти для себя что-то подходящее. Однако главная составляющая здесь не одежда, как бы ответственно она ни была произведена, а отношение покупателей. «Медленность» – это в первую очередь потребительские привычки и подход к формированию гардероба. Необязательно носить вещи вышеперечисленных марок, тем более что по понятным причинам они заметно дороже изделий массмаркета. Да, мода все еще остается в числе самых сильно загрязняющих природу индустрий. Но если вы выбираете одежду осознанно и по любви, носите ее долго, заботитесь о ней, значит, делаете для окружающей среды не меньше, чем самый этичный производитель. Для медленной моды, как для танго, нужны двое.

separator-icon
Вивьен Вествуд призывает покупать меньше одежды «Не покупайте эту куртку» – слоган рекламной кампании бренда Patagonia. Фото: Patagonia
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»