Памяти Сергея Рахманинова

В этом году весь музыкальный мир отмечает 150-летие со дня рождения Сергея Рахманинова. В день рождения великого композитора Азербайджанская филармония и «Русский дом» в Баку устроили торжества в его честь.

Для концерта в филармонии были выбраны Второй концерт для фортепиано с оркестром и поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра.

Второй фортепианный концерт, сочиненный в 1901 году, ознаменовал прощание композитора с юностью и приобретение имени в искусстве. В 19 лет Рахманинов окончил Московскую консерваторию с Большой золотой медалью – как пианист и как композитор. Именно этот концерт и перевел интонацию разговора о нем от «знаете, есть такой одаренный мальчик...» к «он уже состоявшийся талант».

На вечере в Азербайджанской филармонии Второй концерт исполнил Гекхан Айбулус в сопровождении Азербайджанского государственного симфонического оркестра имени Узеира Гаджибейли.

Главным учителем родившегося в турецком Эскишехире музыканта стал Зохраб Адыгезалзаде, возглавлявший кафедру фортепиано в Национальной консерватории Анатолии. Затем Гекхан Айбулус поступил в Московскую консерваторию к профессору Науму Штаркману и с блеском окончил ее 17 лет назад, еще в годы учебы став обладателем Гран-при Международного конкурса пианистов имени Марии Юдиной (Санкт-Петербург). Эта школа слышна в его исполнении – виртуозном и лиричном, где каждый звук подается исполнителем как драгоценность.

Второй концерт Рахманинов в свое время посвятил психотерапевту Николаю Далю, который после провала Первой симфонии композитора не просто помог Сергею Васильевичу восстановить душевные силы, но сумел убедить его, что в жизни обязательно есть место радости и надеждам. Весь концерт, собственно, и есть стремление к счастью, вера в то, что оно непременно случится (и в этой вере Рахманинов обманут не был). Гекхан Айбулус вместе с оркестром эти радостные ожидания щедро передавал публике.

Написанные через дюжину лет «Колокола» – сочинение значительно более драматичное. Как многие художники, чувствовавшие в блестящей лихорадке Серебряного века грядущую катастрофу, Рахманинов в 1913 году создал поэму, где в четырех частях напророчил человечеству наступающее мрачное будущее. Беспечное и счастливое начало – звон колокольчиков на тройке, что мчится по равнине ясным зимним утром. Во второй части обещают счастье новобрачным свадебные колокола, но счастья не будет – темой третьей части становится пожар, на него созывает набатный колокол. И последним звучит колокол погребальный…

Требуются немалые силы и первоклассные солисты, чтобы в точности воспроизвести масштабный замысел автора. Музыканты, выступившие в Азербайджанской филармонии, ¬– и симфонический оркестр имени Узеира Гаджибейли, ведомый Ялчином Адыгезаловым, и три ведущих голоса – с задачей справились. Партию сопрано (голос свадебного счастья во второй части) исполнила Елизавета Кулагина, теноровая партия (беззаботность утра) досталась Игорю Морозову (артисты театра «Геликон-опера» прилетели из Москвы). Голосом четвертой части, где идет прощание с миром, стал баритон Авез Абдулла, выступающий в Национальном театре Мангейма. Воспроизводя голосами ужас ночного пожара, безупречно выступила Азербайджанская государственная хоровая капелла – основной исполнитель третьей части – под управлением Гюльбаджи Имановой.

Концерт классической музыки, состоявшийся в «Русском доме», став частью образовательного проекта, посвященного русскому языку, был также приурочен к 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова. Российские музыканты Мария Пахарь (сопрано), Илья Хардиков (тенор) и Сергей Семенов (фортепиано) исполнили произведения русских и европейских композиторов.

separator-icon
Дирижер – Ялчин Адыгезалов, солист – Гекхан Айбулус. Фото: Камран Багиров
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»